+7 495 256 07 76
Контакты
+7 495 256 07 76 |
Главная / Благоустройство / Устройство дорожно-тропиночной сети Устройство дорожно-тропиночной сетиУстройство дорожно-тропиночной сети садово-паркового и спортивного типов Дорожные одежды садово-паркового типа создают транспортную и пешеходную основу объекта ландшафтного дизайна, наиболее важную и остро необходимую часть его. Поэтому от правильного проектирования дорожно - тропиночной сети, подбора строительных материалов дорожных одежд и осуществления покрытий в натуре зависит будущая жизненность всего объекта. Элементы дорожных одежд встречаются также при ландшафтном строительстве плоскостных спортивных сооружений, входящих как в номенклатурный состав садов и парков, так и устраиваемых в специально отведенных местах: стадионах, учебных заведениях, школах. Дорожные одежды садово-паркового типа Грунтовые покрытия выполняются на территориях временного озеленения, в лесопарках и при устройстве тропинок. Такие покрытия могут быть простыми и улучшенными различными добавками. Материалом для простых покрытий служат грунты, местные супесчаные или суглинистые, по которым проходят дорожки и площадки на объекте. Торфянистые, песчаные и глинистые грунты для устройства проектных грунтовых покрытий непригодны. Укладка грунтового покрытия, после определения места его нахождения, производится вручную с применением шаблона или при помощи бульдозеров с профильным ножом на отвале. Поперечному двухскатному профилю конструкции придается уклон 0,03 – 0,04, что соответствует подъему грунта на 3-4 см от края дорожки к ее середине на каждый 1 пог. м. (Поперечные профили площадок определяются проектом ландшафтного дизайна). Продольный профиль дорожек выполняется при ярко выраженном рельефе – с использованием его; на равнинах, плоских территориях - с уклоном не менее 0,005 – 0,006. Микрорельефные изменения на конструкции выравниваются, попавшие случайно части железобетонных изделий, булыжники, обломки кирпича и прочее выбираются из дорожек с заполнением их мест грунтом; поверхность дорожки или площадки подвергается тщательному дождеванию, после чего производят уплотнение поверхности моторными катками по высохшей корочке грунта с проходом от края до середины дорожки не менее 5 раз по одному месту. Грунтовая поверхность считается достаточно уплотненной, если тонкие круглые предметы (спица, проволока, гвоздь и т. д.) вытаскиваются из грунта без нарушения целостности верхнего слоя. До начала укатки по краю дорожки и площадок устраиваются опорные бровки из растительной земли или дерна – высотой 5-6 см, шириной 50 см. Вместо земляных опорных бровок рекомендуется установка бетонного бортового облегченного камня (поребрика). По краям дорожки, до профилирования основания, открываются канавки – глубиной 10 см, шириной 12 см, в которых по шнуру, определяющему высотное положение, устанавливаются поребрики облегченного типа (10 х 15). Пазухи канавки вдоль поребрика засыпаются грунтом, проливаются и тщательно утрамбовываются, швы между поребриками заливаются раствором. Опорная линия из поребрика должна быть прямолинейна в горизонтальном и вертикальном положениях. Закрепления дорог плавно обводят прямоугольным поребриком, заполнив при этом образовавшиеся большие углы бетонным раствором. Все заполненные раствором швы должны быть аккуратно обозначены. При наличии на трассе дорожек песчаных или глинистых грунтов для их использования при устройстве грунтовых покрытий необходимо после профилирования добавить соответственно глинистых или песчаных частиц от 15 до 20 %, перемешав их с грунтом мотофрезой или дисковой бороной на сцепке с мотороботом. Грунтовое основание может быть устроено также путем завоза грунта извне, в соответствии с проектом вертикальной планировки, либо при значительном удалении торфа с трасс дорог – «выторфке», но последовательность проведения работ остается прежней. Заслуживает особого внимания применение в качестве улучшающих добавок цемента и древесно-смоляного пека. В зависимости от состава местного грунта добавляется 5-10 % цемента марки 300 способом перемешивания сухого грунта с добавками. Путем тщательной планировки поверхности дорожного покрытия, дождевания и последующего уплотнения добиваются необходимой плотности и эластичности верхнего слоя. При укреплении грунтов древесно-смоляным пеком (ДП) в подготовленное грунтовое ложе вводится от 4 до 14 % разжиженного ДП, после чего смесь грунта с ДП выравнивается и уплотняется, образуя «холодный» пекогрунт. Прочность водонасыщенных образцов грунта, укрепленных органическими вяжущими материалами, при устройстве покрытий должна быть не менее 3 кг/см2, чему пекогрунт не только отвечает, но и значительно превышает (табл. 4). Таблица 4 Характеристика пекогрунтов
Дорожные покрытия из пекогрунта обладают высокими транспортно-эксплуатационными показателями по прочности, водоустойчивости и отсутствию пылимости. Песчано - гравийные покрытия применяются для устройства дорожных одежд в лесопарках; пешеходных и проезжих дорожек, автостоянок и т.д. Благодаря простоте устройства и дальнейшей эксплуатации, малодефицитости материалов и доступности максимальной механизации всех работ песчаногравийные покрытия позволяют с минимальными затратами средств и времени создать необходимую транспортную сеть загородного объекта ландшафтного дизайна. Песчано-гравийные дорожки строятся на грунтовом основании, описанном нами раннее, двумя различными способами – укладки готовой песчано-гравийной смеси или путем перемешивания трех компонентов: песка, глины, гравия, непосредственно на полотне дороги. Первый способ предпочтительнее, так как позволяет сразу приступить к разравниванию автогрейдером готовой смеси до нужной толщины слоя, ее поливу и последующей укатке от края к середине катками весом 5 т с проходом не менее 5 раз по одному месту. При втором способе на готовое полотно дорожки завозят песок, глину и гравий равными слоями, которые затем равномерно перемешивают мотофрезой или дисковой бороной в сцепке с мотороботом. (Дальнейшая технология работ, как и при первом способе). Составляющие компоненты следующие: песок среднезернистый – 60 %; глина – пушонка – 15-20 %; гравий горный, с фракцией зерен до 2-3 см – 20-25 %. Толщина слоя покрытия: для пешеходных дорожек – 12 см; проезжих дорог – 20 – 25 см. Однородность состава таких покрытий по всей толщине слоя позволяет длительное время обходиться без капитального ремонта дорожной одежды, даже при интенсивной эксплуатации ее. Щебеночно – набивные покрытия предназначены в основном для устройства транспортной сети в многопосещаемых объектах ландшафтного дизайна общественного пользования и жилых кварталах, но могут также предусматриваться проектом и на других объектах. По применяемым материалам и способу укладки более сложны, чем другие покрытия, так как является многослойными конструкциями, состоящими из нижнего подстилающего щебеночного слоя проектной толщины (марки плотности щебня от 500 до 1000 кг) и верхнего покровного слоя из высевок гранитных пород (с фракцией зерен от 0 до 10 мм). Для объектов общественного пользования (парков, садов, скверов, бульваров и т.п.) установленная конструкция представлена нижним подстилающим слоем толщиной 0,09-0,14 м в плотном теле из щебня гранитного (марки 800 - 1000 кг) и верхним покровным слоем из высевок гранитных пород (марки 800 - 1000 кг) толщиной 0,04 м. Для жилых кварталов нижний подстилающий слой дорожек содержит щебень известняковый (марки 400 - 600 кг) толщиной 9 см в плотном теле и верхний покровный слой толщиной 4 см в плотном теле из высевок гранитных пород (марки 800 - 1200) или спецсмесей по одному из следующих рецептов (табл. 5). Щебень, применяемый для устройства подстилающих слоев покрытия, пригоден при величине частиц от 35 до 50 см, инертные материалы (высевки гранитные, кирпичные, гаревые и т.д.), входящие в состав спецсмесей, должны содержать фракции частиц или зерен от 0 до 10 мм. Щебеночные покрытия устраиваются следующим образом. На выполненное грунтовое основание рассыпается щебень, разравнивается бульдозером с окончательным профилированием вручную; поливается из расчета 15 л на 1 м2 покрытия и укатывается затем катком весом от 5 до 10 т с проходом его по одному месту в 5-7 следов. Подготовленной щебеночная поверхность считается тогда, когда не чувствуется подвижности отдельных частиц или когда щебенка, брошенная под вальцы катка, раздавливается. Все куски щебня, размером превышающие установленную фракцию, должны быть либо измельчены, либо удалены из щебеночного слоя с заменой на более мелкие. На подготовленный щебеночный нижний подстилающий слой наносятся высевки или спецсмесь, которые разравниваются, увлажняются из расчета 10 л на 1 м2. покрытия и укатываются катком весом от 2 до 4 т с проходом от бровки дорожки до ее середины по каждому месту не менее 5 раз. Таблица 5 Рецепты смесей для щебеночно-набивных покрытий
Укатанное по высевке полотно дорожки содержится 4-5 дней во влажном состоянии для того, чтобы высевки сцементировались. Готовность верхнего покрова щебеночно-набивных покрытий определяется тем же способом, что и для грунтовых. В необходимых случаях конструкция дорожки может быть увеличена за счет нижнего подстилающего слоя, что специально оговаривается в проекте ландшафтного дизайна. Садово-парковые площадки в благоустройстве, имеющие щебеночно-набивные покрытия, строятся таким же способом. Сложность при этом представляет соблюдение проектных уклонов, которые бывают односкатными, двухскатными и четырехскатными, колеблясь в пределах 0,005-0,006. На глинистых грунтах под щебеночно-набивные покрытия необходимо укладывать песчаную «подушку» толщиной от 10 до 20 см. Асфальтобетонные покрытия применяются для проезда автотранспорта, велосипедистов или для езды на роликовых коньках по транспортной сети объекта ландшафтного дизайна. Отличаются от щебеночно-набивных покрытий верхним покровным слоем – асфальтом. В зависимости от назначения могут быть однослойными – мелкозернистый асфальт толщиной слоя 3 см (в плотном теле – на щебеночном основании проектной толщины), либо двухслойными – мелкозернистый асфальт толщиной слоя 3 см и в плотном теле – крупнозернистый асфальт «биндер» - 5 см на щебеночно-набивном покрытии. Такие покрытия выполняются специализированной дорожной организацией. Плиточные покрытия – наиболее индустриальный вид садово-парковых дорожных конструкций. Плитки могут применяться различных размеров, формы, фактуры и изготовления в соответствии с проектным решением. По строительным материалам плиточные покрытия можно подразделить на: Искусственные бетонные плитки – наиболее дешевый материал для декоративных покрытий. Они прочны, гигиеничны, красивы – при добавках к бетону различных красителей. Форма плиток разнообразна – квадратная, прямоугольная, трапецевидная, шестигранная, круглая, треугольная и т.д. Размеры плиток могут быть от 25 х 25 до 90 х 90 см, при этом они не армируются, так как прочность их достигается применением цемента марок 400-600 кг/см2, хорошей смеси и уплотнения бетона. Плитки из естественного камня – материал, полученный из разичных пород естественного камня путем добычи и обработки его. Получают в виде: а) блоков естественного камня – крупных (40-80 см) плоских плит свободной конфигурации разного цвета; мелких плит (8-15 см) типа булыжника различного цвета; тесаных или другими способами обработанных камней разной формы, величины и цвета; б) блоков типа брусчатки; мраморных и гранитных околов разной величины, формы и оттенков. Покрытия из кирпича – старейший вид покрытий из искусственных материалов, однако из-за быстрой изнашиваемости и малогабаритности применяется в настоящее время лишь в покрытиях комбинированного типа, в виде отдельных вставок, полос и других вспомогательных элементов. Лучший из применяемых кирпичей в дорожной одежде – клинкерный. Покрытия из дерева – относительно недолговечные и непрочные в эксплуатации на открытом воздухе, однако при антисептической обработке и при наличии древесины от санитарных рубок вполне применимы на вспомогательных участках комбинированных покрытий. Материал подразделяется на элементы: а) продольные – доски, рейки, бруски; б) поперечные – торцовые шашки и кругляки. В настоящее время чаще всего в градостроительстве применяются декоративные покрытия из нескольких материалов, что разнообразит цвет, фактуру и форму элементов или целых участков покрытия. Применение в покрытии дешевых материалов (гравий, булыжник, гранитный и кирпичный щебень, декоративный песок и т.д.) значительно снижает его обычную стоимость. Способы укладки плиточных покрытий различны:
Из блоков естественного камня (крупных) выполняется свободное размещение плит; из мелких – плиточное – типа «булыжной мостовой». Брусчатку укладывают, как и бетонные плитки, но с применением определенных рисунков: «сетки», «вперевязку» и «веером». Из мраморных и гранитных околов разной величины, формы и оттенков создается покрытие, называемое брехчия. В декоративных покрытиях кирпич не имеет широкого применения, так как для этого необходим отборный материал типа облицовочного или клинкерного, однако участие его в комбинированном покрытии желательно. Форма кирпича при его укладке позволяет добиваться большого разнообразия в создаваемом рисунке, так как кирпич можно укладывать: а) вперевязку; б) сеткой; в) елочкой; д) комбинированным способом. Учитывая что кирпич представляет маломерный материал, на больших дорожках и площадках для организации архитектурной масштабности поверхности ее следует разделять на большие прямоугольники с различным рисунком укладки кирпича. Покрытия из дерева используются редко и служат в основном декоративным элементом оформления определенного узла объекта ландшафтного дизайна. Дощатые настильные покрытия применяются на припляжных участках, возвышенных террасных площадках, спортивных площадках и т.д. Торцовые шашки и кругляки от стволов дерева укладываются в одном или разных уровнях в гравийном покрытии на глубину 15-20 см с укреплением основания цементным раствором. Оставленные между срезами торцового покрытия незаполненные щели могут быть заложены красивыми вкраплениями инертных материалов (гравия, щебня и т. д.), растительной землей с посевом семян газонных трав или дерновкой полосками дерна заподлицо с покрытием. |